понедельник, 21 января 2013 г.

Встреча со 103-летней княгиней Андроникашвили


Ей было 7 лет, когда в России случился большевистский переворот. 8 лет, когда умер Пиросмани. И 103 года - на момент нашей встречи. Княгиня Нуну Андроникашвили – мое новое тбилисское знакомство.
Удивительная память, чувство юмора и пронзительный взгляд. Если бы я снимал кино, то пригласил бы Нуну на роль Сомерсета Моэма, именно так знаменитый писатель выглядел на своем знаменитом портрете.
Она родилась в 1910 году и прекрасно помнит себя с двух лет. Снежные зимы в Тифлисе, проспект Руставели и экипажи, гастроли великих артистов.
Считает, что все в жизни определяет судьба человека. «Возьмите хотя бы мою ближайшую подругу, сестру моего мужа, - говорит Нуну Андроникашвили. – Я имею в виду актрису Нату Вачнадзе. Какая она была красавица! Тогда не было такой техники в кино, чтобы передать ее истинное великолепие. И все равно она была главной красавицей нашего кино! Когда ты начинал смотреть на Нату, то влюблялся в нее с каждой секундой все больше и больше. В свой день рождения она была в Москве и очень хотела прилететь в Тбилиси. Но билетов не было. И тогда один из ее поклонников отдал ей свой билет. Тот самолет потерпел крушение и Ната погибла. Это ли не судьба?! А сколько раз я в своей жизни оказывалась на волосок от гибели? И ничего, как видите жива».
Сама Нуну тоже была очень красива, ею увлекался Берия. Но каждый раз, сталкиваясь с кровавым наркомом, Андроникашвили удавалось ускользнуть. Хотя ее сыну было непонятно, почему мама не говорит с дядей в пенсне, который так на нее смотрит. «Я пыталась объяснить, что с незнакомыми мужчинами не нужно разговаривать. А сын удивлялся- какой же этот дядя незнакомый, когда его вся страна знает».
Мужем ближайшей подруги и родственницы Нуну, Киры Андроникашвили, был писатель Борис Пильняк. Фотографиями сына Бориса и Киры заставлена вся тбилисская квартиры Нуну. Борис Пильняк-младший, после расстрела отца носивший фамилию Андроникашвили, стал известным писателем, мужем сначала Людмилы Гурченко и отцом ее единственной дочери, а затем мужем Ноны Мордюковой.
Такая получается тифлисско-московская сага.
Свое долголетие Нуну Андроникашвили объясняет просто: «Я всегда делала то, что нельзя. Ела жирное, соленое, острое. Любила вино, это сейчас я пью не больше пары бокалов. Так что когда меня спрашивают, как прожить долго, я отвечаю – не думайте про запреты и диеты».
На прощание Нуну предложила выпить с ней по стаканчику черного вина. И призналась, что жизнь пролетела как одно мгновение. «У нас в Грузии есть такое выражение, которое можно перевести как «жизнь- это миг». И это точно. Мне 103, а я еще не жила. И все время кажется, что самое главное и интересное еще обязательно произойдет. Я в это верю!»

Комментариев нет:

Отправить комментарий