четверг, 27 декабря 2012 г.

Итоги 2012 года. Часть Первая

5 октября 2012 года увидела свет книга, над которой я начал работать осенью 2008 года.
Первоначальное ее название звучало, как "Тифлисская сага". Но в издательстве посчитали, что наилучший вариант - "Мемуары фрейлины императрицы. Царская семья, Сталин, Берия, Черчилль и другие в семейных воспоминаниях трех поколений".
Пока шла работа над книгой, я снял документальный фильм "Бабо", рассказывающий о судьбе одной из героинь книги, знаменитой тифлисской красавицы княжны Бабо Дадиани.
Собственно, "Мемуары фрейлины..." - это история одной знаменитой семьи Шервашидзе-Дадиани. Открывают книгу мемуары баронессы Бабо Мейендорф, урожденной Шервашидзе, дочери последнего Владетельного князя Абхазии. До 1946 года рукопись на английском языке лежала в доме потомков баронессы, которые не были уверены, что воспоминания их бабушки окажутся кому-то интересны.
Вторая часть книги - дневник княжны Бабо Дадиани. Названная в честь баронессы, приходившейся ей бабушкой, княжна была одной из самых красивых женщин Грузии. Недаром ее портрет мечтала написать Наталья Гончарова. Рожденная в 1906 году, Бабо Дадиани училась в институте благородных девиц, встречалась с Николаем Вторым. После того, как Грузия стала одной из советских республик, все изменилось.
Историю Бабо Дадиани мне рассказала ее дочь, Тамара Гвиниашвили. Слушая рассказы этой удивительной тбилисской старушки, я понял, что должен написать документальный роман о ее семье. Потому что никакому другому жанру читатель не поверит. Ибо автором такой драмы, которую пришлось пережить семье Шервашидзе-Дадиани, могла быть только сама Жизнь.
Четыре года я встречался с Тамарой Гвиниашвили, записывал ее воспоминания и занимался переводом мемуаров ее прабабушки, баронессы Мейендорф, с английского языка, и дневников ее матери, княжны Бабо Дадиани, с грузинского.
Откровенно говоря, у меня были сомнения, окажется ли книга интересной русскому читателю. Ведь главная героиня книги - Грузия, а основные действующие лица - знаковые персонажи этого удивительного края.
Да, жизнь баронессы оказалась связана с Царской Семьей, она танцевала на балах с Александром Вторым и Александром Третьим, была замужем за кузеном Петра Столыпина, встречалась с Николаем Вторым и Александром Керенским и была фрейлиной имперарицы Марии Александровны и компаньонкой принцессы Ольденбургской. И ее мемуары - это неизвестная история Российской империи 19-начала 20 века. И все же уверенности в том, что они будут интересны шикорому кругу - не было.
Княжна Бабо Дадиани тоже вращалась в избранном кругу: до прихода большевиков - дворянском, после - среди самых ярких представителей российской и грузинской интелигенции.
Рассказы внучки и дочери главных героинь книги - Татули Гвиниашвили - тоже поражают именами: Сталин и его дети; Берия и его семья; Алексей Толстой и внучка Максима Горького; режиссеры Тенгиз Абуладзе, автор "Покаяния", и Татьяна Лиознова, снявшая "Семнадцать мгновений весны"; актер Алексей Петренко и актриса Софико Чиаурели.
Но самое бесценное - это невероятные сюжетные переплетения, которыми одарила ее семью Судьба.
Книга увидела свет в октябре и вот уже на протяжении 12 недель является лидером продаж в Москве, городе, где каждый день выходит десяток мемуаров и дневников.
Особенно "жаркими" выдались предновогодние дни. В книжных магазинах возле "Мемуаров фрейлины императрицы..." то и дело появляется табличка "НЕТ В НАЛИЧИИ".
Для меня это - бесценно. Не только потому, что я автор книги. А еще потому, что моя героиня - Тамаре Гвиниашвили 89 лет-  сумела увидеть успех своей истории.
Я разговаривал с ней 27 декабря 2012 года. И Тамара Александровна, или калбатони Татули, как ее называют в Тбилиси, услышав мой очередной отчет об успехе книги в Москве, воскликнула: "Не может быть".
Я, наверное, тоже не поверил бы, что история грузинской семьи окажется такой популярной у российского читателя.
Но это - так. И для меня сей факт - один из чудесных итогов уходящего года.
http://www.moscowbooks.ru/book.asp?id=646375

2 комментария:

  1. А в электронном виде Вы не планируете ее выпустить? Я бы с удовольствием купила ее в электронном виде.

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за Ваш интерес. Пока таких планов, к сожалению, нет. Когда книга появится и в электронном виде, обязательно сообщу.

    ОтветитьУдалить