вторник, 26 июня 2012 г.

Вера ПРОХОРОВА. Анкета Марселя Пруста

Сегодня я разговаривал с великой женщиной.
26 июня 2012 года Вере Прохоровой, чьи воспоминания мне выпало честь записать, исполнилось 94 года.
Я позвонил, чтобы поздравить Веру Ивановну -  с днем рождения и с тем, что наша книга "Четыре друга на фоне столетия" вот уже второй месяц входит в десятку бестселлеров Москвы.
Но получилось, что поздравления выслушивал я.
"Сколько неправды можно услышать о Рихтере, Нагибине или всевозможных рассуждений о Пастернаке, которые себе позволяют люди, не прочитавшие ни одного его стихотворения. Ложь о великих стала привычным делом. И мне, имевшей счастье лично знать этих выдающихся людей, отрадно осознавать, что я смогла рассказать о них ту правду, которую знала.
Я - человек слабый. И не могла должным образом отреагировать на ту грязь, которая льется на Рихтера. А потому в своей слабости обращалась к Богу. И он послал мне вас", - сказала Вера Ивановна.
Она призналась, что не ожидала такого феноменального успеха, который имеет книга "Четыре друга на фоне столетия". Даже кое-кто из близких, кто поначалу отнесся с некоей ревностью к тому, что мемуары Прохоровой записал кто-то другой, потом, как рассказала Вера Ивановна, приходил к ней с пачками книг и просил подписать их для своих друзей и коллег.
Мы проговорили, кажется, больше часа.
Было уже заметно, что Вера Ивановна устала. Да и надо было уступить место другим - дозвониться до Прохоровой в день ее рождения пытаются, кажется, сотни людей.
В конце разговора я еще раз поздравил Веру Ивановну с днем рождения. И вновь услышал в ответ: "Это вам спасибо. Потому что если бы не ваша книга, то и поздравлять меня было бы не с чем"...
* * *
В окончательную версию книги "Вера Прохорова. "Четыре друга на фоне столетия" не вошли ответы Веры Ивановны на анкету Марселя Пруста. Просто потому, что не хватило места.
Думаю, будет справедливо опубликовать их в ее день рождения.
 Какие добродетели вы цените больше всего?
Доброту. Очень широкую, которая дает нам силу быть счастливыми. Умение простить, забыть плохое. Веру в Бога.

Какие качества вы цените больше всего в мужчине?
Совпадение внутреннего и внешнего, которое часто называется обаянием.
Тепло, честность перед самим собой, верность тому, что ты любишь.
И смелость, мужество.
Какие качества цените в женщине?
Те, которые у меня начисто отсутствуют. Быть источником спокойствия, порядка, уюта. Умение приготовить. У меня же всегда все было наоборот.
Ваша главная черта?
Находиться между тысячами огней. Это гипербола, конечно, но близка к истине.
Две мои подруги, которых я люблю, не сошлись между собой. И когда я защищаю одну, то другая обижается.
У меня и в школе так было. С одной компанией дружила, а другая компания, тоже дорогая мне, этих людей на дух не переносила. И я вечно ломала голову, с кем из них встречать Новый год. Даже ловила себя на мысле: «Лучше бы была в праздники больна».
У меня нет характера настоящего. Понимаю, что кто-то не прав, но любить не перестаю.
Думать о лучшем – это для меня главное. Потому я так благодарна своим родителям: они нацелили меня на хорошее.
Самое страшное для меня – это предательство и жестокость. Эти две вещи для меня невыносимы.
К каким порокам испытываете наибольшее снисхождение?
К тем, которые называют «прегрешение невольное». Если обозлился, обругал кто-то. К вспыльчивости.
Есть любимое изречение?
Ищите хорошее. Look for the best in people.
Как бы вы хотели умереть?
В мире со всеми. Успеть проститься.
Булгаков говорил: “Прости меня, Господи, прими меня”.
Хотела бы умереть, чтобы меня все простили.
И в сознании. Знаете, я столько наслушалась в лагере нецензурных выражений, что они где-то у меня отложились. Хотя я их никогда не употребляла.
Думаю, а вдруг в последние минуты Господь отнимет остатки разума и я начну выражаться? Тогда, сказала жене племянника Ане, закрывай двери и выгоняй людей.
Что скажете Господу, когда окажетесь перед ним?
Скажу: “Господи, прости меня”. Я поздно, но сознаю свои пригрешения.
Понятие о рае, где праведники сияют как светильники, мне чуждо. Но я верю в вечную жизнь души. Это я почувствовала еще в лагере.






Комментариев нет:

Отправить комментарий