четверг, 17 ноября 2011 г.

Чабуа АМИРЕДЖИБИ: "Главное- это успех"


Самый, пожалуй, знаменитый из современных грузинских писателей, автор легендарного романа «Дата Туташхия» Чабуа Амиреджиби год назад принял монашеский постриг. Монашеской кельей стала для него тбилисская квартира, где и проходили наши встречи.
Познакомились мы после выхода моей книги «Судьба красоты. Истории грузинских жен», одна из глав которой посвящена родной сестре Чабуа - Родам Амиреджиби, жене поэта Михаила Светлова, ставшей в свое время моделью для статуи Грузии, установленной в композиции «Дружба народов» на бывшем ВДНХ в Москве.
Конечно же, писал я и о самом Чабуа, поистине выдающейся личности. В 1942 году он был осужден за участие в организации, ставившей своей целью свержение советской власти. Из лагеря Амиреджиби совершил побег. По поддельным документам  смог устроиться на большой завод в Белоруссии и даже стать его директором.
Когда его отправили в командировку за границу, он поехал и...вернулся обратно в СССР. При том, что во Франции жила его родная тетка. Вскоре после возвращения Чабуа был представлен к награде. Во время подготовки документов на орден и выяснилось, что директор завода - беглый каторжник. Его вновь отправили в лагерь, еще и добавив срок за побег...
18 ноября Чабуа Амиреджиби исполнилось 90 лет.
За несколько месяцев до юбилея я попросил писателя об интервью.
Прошло почти полгода, прежде чем батоно Чабуа пригласил меня в свой дом и вручил стопку листов, на которых от руки были написаны ответы на мои вопросы. Острослов, прекрасный рассказчик и тамада, Амиреджиби вот уже много лет, как не может говорить.
Когда я дома разбирал письмо Чабуа, то на первом листе заметил приписку: «Первый раз в продолжительной жизни приходится давать ответы на интервью, содержащее целых двадцать три вопроса».
Дословно привожу текст этого необычного, хотя бы в силу способа его подготовки, интервью.

- Человек начинается с детства. Справедлива ли русская поговорка о том, что детей надо воспитывать, пока они лежат поперек кровати, а как лягут вдоль – будет поздно? Или ребенок уже  рождается со своим характером, который и определяет всю его дальнейшую судьбу?

- Мне пришлось долго жить в России, а также в русском окружении, но я не слышал приведенную вами пословицу. На вопрос отвечу так. Дальнейшую жизнь человека определяет воспитание, то есть надстройка на психологические данные, свойства характера и все другие показатели, сопроводившие его натуру от рождения, а также среда, в которой ему приходится жить после рождения и, осмелюсь сказать, до смерти.

- Вы стали таким, каким стали, благодаря воспитанию? Или благодаря месту и времени, в котором жили?

- Считаю, что я не являюсь исключением. Я родился с данными, унаследованными от предков, что и было использовано воспитателями, кстати, очень достойными людьми, как основа для надстройки.

- Как правильно воспитать ребенка, чтобы он не вырос ни наивным романтиком, ни циником?

- Признаться, я мало понимаю в деле воспитания. Скажу лишь, что мои шестеро детей никогда не слышали от своих родных высоких оценок их достоинств, либо слов об их превосходстве над однолетками в чем-либо. Это и послужило их нормальности, характеру отношения к окружению и к жизни вообще. Я счастлив, что все они стали нормальными членами общества.

- Хотелось бы узнать ваше отношение к Сталину. Проходят годы, сменяются поколения, а этот человек вызывает интерес. Почему? В чем его загадка?

- Рискну, отвечу. Думаю, в его будущем лежала основа - талантливость, определенные достоинства, характерные семье Эгнаташвили, где прошло его детство, сиротство, а еще дворянское происхождение Эгнаташвили, благодаря чему он и оказался слушателем семинарии. Главное, что он был талантливым молодым человеком, писавшим довольно хорошие стихи. Но отказался быть поэтом благодаря социалистическим увлечениям, характерным для эпохи, в которой ему пришлось жить. Но главным в формировании его характера и будущей жизни я считаю аресты, ссылки, а самым главным - коммунистическое влияние на формирование его взглядов.
Что касается того, что он никак «не сходит со сцены» - судьба, везение, удача! Надо же было попасть в политическую среду, где он смог одержать верх над конкурентами.
И еще: он нашел правильный путь к образованию русского государства – жестокость, восходящая до свойств палача, без которого никто не смог создать сильную Россию. Лично для меня Сталин и его государство – пример того, каким не должны быть государство и его главарь.

- Что было бы, если бы Сталин стал священником? Говорят же, что его мать очень жалела, что Иосиф так и не стал окончил семинарию.

-По-моему, он и был священником, проповедовавшим свое «божественное начало».

- Разное говорят об отношениях Сталина с матерью. Вы думаете, он любил ее?

- Насколько известно мне, Сталин не очень жаловал маму. Ведь она родила его от Эгнаташвили, а не от Виссариона Джугашвили. Однако мать Сталина до самой смерти жила в бывшем Дворце наместника Его Величества на Кавказе и погребена в Пантеоне Мтацминда с почестями. Бесо – отчим Сталина умер алкоголиком и лично мне неизвестно, где он похоронен.

- Вы как-то сказали, что человек своей биографией повторяет биографию своего народа. Но разве два грузина – Сталин и Баланчивадзе (Джордж Баланчин) – имели одинаковую судьбу?

- Я не знаю, в какой мере можно сравнить судьбы Сталина и Джорджа Баланчина, но в какой-то мере они оба повторили судьбу своего народа. Об этом стоит подумать.

- Хотел бы затронуть такую тему, как художник и деньги. Насколько важны деньги для вас? Как вы строите отношения с ними?

- По-моему, богатый художник, либо поэт и писатель – великая редкость в истории человечества и ныне. Лично я к деньгам отношусь как средству существования и возможности творчества. Так всегда было в моей, ох, какой длительной, жизни.

- А что такое любовь? Подарок Свыше? Вымысел художника? Результат химической совместимости?

- На разной ступени возраста моего для определения этого свойства, присущего человеку, я имел разное определение слова «любовь». В данном возрасте считаю любовь «подарком свыше», то есть данность природы, как средство продления рода человеческого. Но говоря откровенно, не совсем ясно вижу цель существования, а тем более продления существования человечества на планете «Земля».

- Что такое счастье? Миф или реальность?

- Счастье - одно из составляющих сущности человеческой жизни. Я склонен пользоваться словом «везение».

- Когда вы поняли, что живете не зря?

- Каждый раз, когда удавалось сделать что-либо полезное для кого-либо, для общества, для Родины, для будущего своей нации.

- Что главное в жизни – семья или творчество, возможность реализоваться?

- Успех. Успешное завершение какого-либо мероприятия. Это довольство своей личностью и радость, что нужен кому-то, Родине, настоящему, будущему, посредством самореализации.

- В своей жизни вы полагались на разум или на интуицию?

- В обыденной жизни – на разум. В творчестве - на разум и интуицию.

- Благодаря чему вы состоялись – опыту, книгам, воспитанию?

- Думаю, благодаря всем свойствам, дарованным мне богом, а больше ответственности перед памятью предков, воспитанию и стремлению постичь истину.

- Ваше решение стать монахом для многих стало большой неожиданностью...

- Духовный конфликт с окружением, который 90 лет насиловал меня разными способами в зависимости от того, какими политическими взглядами старался он духовно покорить человечество и общество.
Каждое правление старалось разуверить меня во всем, во что верили мои предки и я сам, что и толкнуло меня вернуться к предкам.
Я ограничился тем, что противопоставлял себя и не поддался требованиям идеологически меняемой верхушки. Живу, не подчиняясь никакому диктату навязываемому часто меняющимися «идеологиями».
Я вернулся к предкам, то есть к многовековому вероисповеданию грузинского народа. Моя келия - мой рабочий кабинет в моей квартире.
Что ни в коей мере не означает ссору с окружением.
Это не отшельничество, а собственный способ активного общения с миром. Я, Чабуа Амиреджиби - монах давно.

- Хотелось бы адресовать вам несколько вопросов из опросника Марселя Пруста. 
Главная черта вашего характера?

- Надежда, вера в любовь.

- Ваш главный недостаток?

- У меня уйма недостатков, но об этом могут лучше сказать мои приближенные.

- Ваш девиз?

- Делай лучше других, но только за счет собственных возможностей.

- Способность, которой вы хотели бы обладать?

- Я всю жизнь довольствовался и жил лишь благодаря своим возможностям. Большего не желал.

- Что такое крайне бедственное положение?

- Когда человек не может найти выход.

- Как вы хотели бы умереть?

- Не беспокоя других. Заснуть и не проснуться.

- Что вы скажете, когда после смерти встретитесь с Богом?

- Слова глубочайшей благодарности за то, какую он мне даровал жизнь под небом.

 P.S. 
Я ни за что не ответил бы на все эти вопросы, если бы не очарование книгой Игоря Оболенского «Судьба красоты. Истории грузинских жен». По-моему, эта книга шедевр. Поскольку в нем вложен огромный труд и вера, что она принесет весьма значительную пользу обществу.
Благодарю!
Чабуа Амиреджиби


Комментариев нет:

Отправить комментарий