четверг, 24 марта 2011 г.

Ирина АЛФЕРОВА. Интервью



Думаете, вы знаете Ирину Алферову? Да? Ничего подобного. То, что вы видели ее в кино, в тех же "Трех мушкетерах" или "С любимыми не расставайтесь", еще ни о чем не говорит. Впрочем, я и сам не знал Алферову, пока не познакомился с ней лично. Встречу актриса назначила после своего спектакля в театре "Школа современной пьесы".

- Ирина Ивановна, спасибо вам за спектакль. Знаете, после занавеса народ никак не хотел расходиться.
- Неужели правда? Когда мне говорят что-то хорошее, я не верю. Если было за что ругать, то ругали. А хвалить актеров у нас не принято. Хотя это так важно!
- Последний раз я видел вас в "Ленкоме" в "Дорогой Памеле". Но когда это было...
- Лучше бы вы этого не видели. Я как-то попросила своего... близкого человека (не люблю слово "муж") посмотреть этот спектакль и сказать свое мнение. Мне ведь никто ничего не говорит. А ему я очень доверяю. Он сам бывший актер. "Ну что?" - спрашиваю дома. А он говорит: "Это катастрофа. Надо уходить".
- Думаете, он прав - надо уходить?
- Это грустная история. Я ведь в "Ленкоме" так ничего и не сыграла. Все годы простояла в массовке. Но нас так учили: массовка - лучшая школа. Сейчас-то я понимаю, что это были потраченные зря годы. Учиться надо на ролях. Причем для меня важны роли большие. Утверждение, будто нет маленьких ролей, а есть маленькие актеры, - не для меня. Меня надо смотреть долго и снимать крупным планом. В отличие от театра, в кино мне повезло. Сразу после ГИТИСа предложили роль Даши в трилогии "Хождение по мукам". Так что зритель меня рано узнал и, смею надеяться, полюбил. Правда, в театре мне эта популярность только мешала.

- Вы как-то сказали, что не можете общаться с людьми, которые вам не нравятся. А если не нравится режиссер?
- Это катастрофа. Мне с этим приходилось часто сталкиваться. Но я сразу говорила ему о своем отношении, и обычно мы расставались. Когда же мирно разойтись не получалось, я дотягивала работу до конца. Так, например, случилось с фильмом "Д,Артаньян и три мушкетера". Меня изначально не любили - на меня не шили костюмы, не ставили свет, не репетировали. Когда надо было снимать мою сцену, на площадку не пускали никого из партнеров. Говорили: вот, мол, стул, на котором сидела Фрейндлих, обращайся мысленно к нему.
Сегодня я мечтаю встретить великого режиссера, который воспринимал бы меня не только как актрису с милым лицом. Но многие, увы, обращают внимание только на внешность.
- Вы недовольны своей внешностью?
- Недовольна и хотела бы многое в себе изменить.
- Но вы потрясающе выглядите!
- Я для этого специально ничего не делаю. Правда, в это никто не верит. Вот сейчас приеду домой, умоюсь холодной водой с мылом. Но от возраста все равно никуда не деться. Молодеешь только от любви.

- А может быть много любви?
- Мужчин, что ли? У всех по-разному. Я, например, идеалистка и всегда думала, что любовь может быть только одна. В школе у меня были, естественно, мальчики, они толпами за мной ходили. Я принимала приглашения на свидания, но дотронуться не разрешала. Была очень правильной девочкой. Меня даже в компании с собой не брали. Потому что вокруг все пили, курили, а я нет. И они думали, что я буду их за это осуждать. Я из-за этого сильно страдала.
Одной-единственной любви, к сожалению, не получилось. То, что так часто бывает, я поняла, лишь перемучившись и перестрадав. Хотя, знаете, я люблю страдать. Через страдания понимаешь свои ошибки и становишься лучше.
Раньше мне никто не был нужен. Я была настолько загружена своими проблемами! Сходила с ума от непонимания. А сейчас научилась понимать людей, ценить их.

- Для вас важно, что о вас думают?
- Я хочу, чтобы мне доверяли и меня уважали. Мне стыдиться нечего. Ничего плохого я в жизни не сделала. А если иногда грешу, то потом мучаюсь и сторицей искупаю.
- Друзья вашему успеху завидовали?
- Не думаю. Да и чему завидовать? Когда мне давали какую-то роль и кто-то из подруг просил ее себе, говоря, что мне дадут еще, я уступала. И не жалею об этом. Когда в моей жизни произошли перемены - я говорю о своем разводе, первом этапе моего идеального существования, - меня предупредили, что у меня есть недоброжелатели. И мне стало так не по себе! Оказывается, после моего возвращения из загранкомандировки (я снималась в Югославии) наши актрисы ходили в бухгалтерию и узнавали, сколько денег я получала.

- Хозяйка из вас хорошая?
- Я ненавижу быт! Нет, я очень хорошо готовлю, и все домашние обожают мою стряпню. Но я не придаю этому большого значения. Прихожу домой после спектакля, раз-раз, вода закипела - и все готово. "А кто это сделал?" - спрашивают у меня. Я говорю, что сама не знаю. Такая у нас игра. Я и убираюсь дома быстро. Для меня вообще самое главное - чтобы везде было чисто. На время уборки я как бы перестаю быть собой. "Где Ира?" - спрашивает муж. А я отвечаю, что Ира придет через час. Все это помогает мне не зацикливаться на быте, не переживать и не жалеть себя. Плакать из-за того, что надо стирать, - глупо. Будут деньги - найму помощницу. Пока же все делаю сама. И ничего страшного в этом нет. Надо жить, видя перед собой цель. И обязательно любить.
- Вы любите цветы?
- Честно? Я их ненавижу! Они напоминают мне похороны сестры. У нее весь гроб был завален цветами.
- А плачете часто?
- Очень. Могу заплакать, когда спектакль нравится. В таких случаях радуюсь успеху коллег.
- Смотрите программу "Взгляд"? Успехами дочери на поприще телеведущей довольны?
- Об этом говорить пока рано. Вообще Ксюша работает в юридической фирме. И пробует себя в качестве ведущей. Идея пойти на телевидение принадлежит ей. Сама звонила, договаривалась.

- Ирина Ивановна, последний вопрос...
- ...Да-да. А то уже половина одиннадцатого. Меня дома муж убьет. Он ведь знает, когда заканчивается спектакль.
- Ревнивый такой?
- Нет. Мы сразу договорились, что ревности у нас не будет. К тому же он так красив и умен, что в него самого постоянно влюбляются. Он все умеет. Абсолютно. Сделал такой ремонт, что никто из друзей не верит, что своими руками возможно такое сделать. Сейчас мы с ним ищем деньги, чтобы вместе осуществить один проект. Чем я еще занимаюсь? Пишу кое-что. Недавно мне заказали книгу. Я перечитала все актерские воспоминания и поняла, что это неприлично. И отказала издательству. Решила подождать, пока состарюсь.

- Вы думаете о старости?
- Думаю. И о смерти тоже. Надеюсь на чудо... Умереть бы на сцене... Для моей профессии это было бы идеально. Но, к сожалению, я буду жить долго. Согнусь и буду ходить с палочкой, пережив все страдания и тяготы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий